СОВРЕМЕННЫЙ
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
С
ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ
«Общее понятие об имени
существительном».
3 класс
Подготовила:
учитель начальных классов
Полисадова Ольга Игоревна
Тема урока: Общее понятие об имени
существительном.
Цель урока: Формирование осознанного определения имени существительного
по признакам (одушевлённое или неодушевлённое, единственное или множественное
число, собственное или нарицательное)
Задачи урока:
Образовательные:
1. Обобщить знания учащихся об имени существительном – его лексическом значении и вопросах, на которые оно отвечает (кто?
что?).
2. Ввести в активный словарь термины: имя существительное,
часть речи, одушевлённое или неодушевлённое, единственное или множественное
число, собственное или нарицательное.
3. Учить доказывать
принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение
находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки.
Развивающие:
1. Развивать аналитические способности
учащихся, память.
2. Содействовать
развитию речевых навыков детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать стремление применять новое
знание на практике.
2. Воспитывать интерес учащихся к русскому языку,
внимательное отношение к речи.
3. Формировать исследовательские умения.
Тип урока: обобщающий.
Форма урока: урок-сказка, с
использованием компьютера, рассказ учителя с элементами фронтальной,
самостоятельной и групповой работы учащихся
Оборудование:
мультимедиапроектор, экран,
компьютер, 2 презентации, Обучающая компьютерная программа «Имя
существительное», учебник «Русский язык» часть 2, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.
Форма
использования: проецирование
на экран при фронтальной работе с классом.
Авторский
медиапродукт: презентация,
интерактивные задания
Авторские комментарии: презентации созданы с использованием
Интернет-ресурсов
Количество приложений: 4
приложения
МКОУ Глуховская СОШ
- 45 минут
План урока
- Организационный момент. Психологический
настрой.
- Словарная работа.
- Вхождение в тему.
- Физкультминутка двигательная.
- Работа по теме урока.
- Первичное закрепление
(групповая работа по учебнику).
7. Проверка
усвоения материала
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.
Этапы урока
|
Временная реализация
|
1.Организационный момент: приветствие, установка на успешную работу
|
2 мин
|
2.Словарная работа. Проблемный поиск.
|
4 мин
|
3.Введение в тему урока. Подготовка к формулированию задачи на урок.
Формулировка задачи детьми.
|
6 мин
|
4.Физкультминутка двигательная.
|
2 мин
|
5.Работа по теме урока.
Группировка
слов по грамматическим признакам имени существительного (кто? что?).
|
7 мин
|
6.Первичное закрепление (групповая работа по учебнику).
Умение
употреблять имена существительные в речи.
|
8 мин
|
7.Проверка усвоения материала
Работа с компьютерной программой «Имя существительное»
|
10 мин
|
8.Выставление
оценок
|
3 мин
|
9.Выдача
домашнего задания
|
3 мин
|
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
В класс крадется тишина,
Подожди ее пока,
Ну, а чтобы подождать
Надо просто замолчать
Раз, два, смолк звонок,
Три – ротик на замок,
На четыре помолчи,
А на пять – урок начни.
- Ребята, проверьте готовность
принадлежностей к уроку. Все ли на месте? Садитесь.
- Как справились с домашним заданием?
(Дежурные собирают тетради)
- А вот теперь начнем урок
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
Я от вас друзья не скрою
Ручку я, вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь
За работу я возьмусь!
- Записываем в тетради число, классная
работа
2. Словарная работа
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку и
вспомнить часть речи - имя существительное, но пропуском в сказку будут слова
называющие предметы, для этого мы должны выполнить словарную работу (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Презентация «Словарная работа»)
Воробей,
машина, платок, капуста, молоток, собака, тетрадь, картина, заяц, ребята,
месяц.
3. Вхождение в тему.
- Ребята, сегодня мы должны
отправиться с вами в сказку и вспомнить часть речи - имя существительное.
Слайд 1 Сказка эта знакома вам. Вы читали
её на уроках внеклассного чтения.
- Героиня этой сказки очень хочет отправиться на бал, но злая мачеха не
хочет отпускать девушку. Кто эта героиня? Слайд
2
- Кто ее автор? (Шарль Перро) Слайд
3
- А поедет ли она на бал, сегодня зависит от нас. Билетом будет служить
паспорт имени существительного, который мы будем заполнять. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Паспорт имени существительного)
- Что обозначает имя существительное? (Имя существительное обозначает
предметы).
Заполнение строки в паспорте - Имя существительное обозначает
предметы.
- А как вы думаете, что может еще обозначать имя
существительное? (признаки, явления природа, действия)
Заполним строку в паспорте
- Сказка "Золушка” начинается так: "Жил-был один
почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй
раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда и не
видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом,
и характером... Учиться им не хотелось. Они все время спорили между собой.
- Стали раз сёстры спорить да скандалить, почему некоторые существительные
пишутся с большой буквы, а некоторые с маленькой. Да чуть не подрались.
- Давайте поможем разрешить их спор.
- Как называются слова записанные с заглавной буквы? (Они называются именами собственными.)
- А как называются существительные обозначающие предметы? (Нарицательные имена существительные — это общее название для всех однородных предметов и явлений
(дерево, урок, снег)).
Заполним строку в паспорте.
4.Физминутка
двигательная.
- Если слово
отвечает на вопрос кто? — поднимите руки вверх, а если на вопрос что? — руки
вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть.
Люстра,
мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец,
радость.
5.Работа по теме урока.
- Слайд 4 Золушка выполняла самую грязную и
тяжёлую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала
комнаты. Она трудилась с утра до поздней ночи. Но вот еще одно задание с
которым Золушка не могла справиться, мы должны ей помочь.
- Слайд 5 Замени первую букву в словах, так
чтобы они отвечали на вопрос кто?
Заполним строку в паспорте
- И вот как-то раз сын короля, принц, устроил
большой бал и созвал на него всех знатных людей с женами и дочерьми. Золушкины
сестры и мачеха тоже получили приглашение. Золушке очень хотелось поехать. И
вот, наконец, долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали, а Золушка
сидела, горько плакала и перебирала крупу... Работы было много. Золушка
понимала, что она не успеет сделать все это до начала бала. В этот момент
появилась крестная мать Золушки. Слайд 6
- Но она пришла не с пустыми руками посмотрите какое задание она нам
принесла Слайд 7 – 1 вариант
выписывает неодушевленные существительные, а 2-ой – одушевленные (1вариант – лейка, окно, конура, ящик,
лопата; 2 вариант – муха, коза, жук, девочка, дятел).
- А теперь меняемся тетрадочками и проверяем у соседа.
6.Первичное закрепление (групповая работа по учебнику).
- Крестная мать Золушки была фея и слышала не только то, что говорят, но и
то, что думают. Поэтому она знала, что Золушке очень хочется попасть на бал.
Фея сказала ей: "Что ж, будь только умницей, а уж я позабочусь о том, чтобы ты
могла побывать сегодня во дворце”.
- Я предлагаю, помочь Золушке выполнить работу, потому что дружба творит
чудеса.
- Слайд 8 Открываем наши волшебные книги на
стр.53 упр.6
Предмет: тракторист – кто?, товарищ
– кто?
Явление природы: заморозки – что?,
метель – что?
Признак: синева – что?, смелость – что?,
глубина – что?, темнота – что?, красота – что?.
- Слайд 9. Молодцы, и вот старое платье
превратилось пышный наряд.
-Ребята, найдите в этом предложении имя существительное (платье, наряд)
- Слайд 10. Золушка отправилась во дворец, не помня себя от радости.
- Давайте
попробуем и в этом предложении найти имя существительное (Золушка, дворец, радость).
- Но ведь для
того чтобы попасть на бал Золушке нужен пригласительный билет имени
существительного, он готов?
Чтение паспорта по "цепочке”
7. Проверка усвоения материала
- Слайд 11.
И вот наша героиня попала на бал. Принц не сводил с нее глаз и не отходил
от неё ни на минуту. Но вот часы стали бить полночь. Она поднялась и убежала.
Принц бросился за ней, но ее и след простыл.
- Слайд 12.
Только на ступеньке лестницы лежала
маленькая хрустальная туфелька.
- "Как же найти красавицу?”- думал принц. Нам осталось
последнее, но самое трудное задание, но я не сомневаюсь, мы и с этим справимся!
Задание 1
Самостоятельная работа (ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Интерактивное
задание «Признаки имени существительного»)
Соотнести стрелочками существительные к признакам
ОТЕЦ
ДЕЙСТВИЕ МОЛНИЯ
ДОБРОТА
ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ АККУРАТНОСТЬ
ПЕНИЕ
ПРЕДМЕТЫ ХОДЬБА
ТОПОР
ПРИЗНАК ОТТЕПЕЛЬ
Задание 2
(ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Интерактивное задание «Имя
существительное»)
Разделить одушевленные и неодушевленные имена существительные
- Слайд 13.
"Через несколько дней Принц приказал, что девушка, которой придется впору
хрустальный башмачок, станет его женой. Дошла очередь и до Золушки и ее сестер.
Золушке башмачок пришелся впору. И через несколько дней сыграли веселую
свадьбу”.
- Слайд 14.
8. Выставление оценок.
Потрудились сегодня на славу,
Оценками все порадуем маму.
Мы сделаем вывод, ребята, сейчас:
Где трудно одному – поможет весь класс!
И правил, конечно, не знать – это грех.
Когда знаешь всё – рядом бродит успех!
- Выставление оценок
9.Домашнее задание.
- Чтобы закрепить успех, я предлагаю вам домашнее задание стр.54 упр.8 |