Воскресенье
11.04.2021
04:24
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов
  Полисадовой О.И.
Главная Регистрация Вход





Меню сайта

ДШ "Учимся вместе"

Одарённость

Аттестация 2016-17

Аттестация 2015-16

Документация

Категории разделов
Объявления [100]

Наш опрос
Как Вы попали на мой сайт?
Всего ответов: 240

Мини-чат
200

Архив записей

Дневник.ru

Вход в Дневник


Новости

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Поиск

Урок 29. Как нам жить

Цели:

 – научить учеников находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;

– сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой.


Ход урока:

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Вопрос 1. Почему в природных экосистемах животные каждый год, снова и снова, находят достаточные запасы пищи?

Природные экосистемы существуют многие миллионы лет. За это время их обитатели настолько приспособились друг к другу, что могут совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Вопрос 2. Что делают люди, чтобы обеспечить себя пищей? Какими способами они добиваются высоких урожаев?

Чтобы получить высокий урожай, земледельцы научились изменять некоторые природные условия. Путём севооборота - ежегодный смены высеваемых культур - добиваются более полного использования питательных веществ различными растениями. Чтобы увеличить плодородие почвы, в неё вносят дополнительные питательные вещества - органические и минеральные удобрения. В теплицах можно выращивать теплолюбивые растения и получать несколько урожаев в год. Дополнительный полив даёт дополнительный урожай.

Вопрос 3. Как сказываются на жизни людей достижения науки и техники? Оценки различные достижения: чем они полезны, чем плохи и какие опасности таятся в их использовании.

С одной стороны, достижения науки и техники (транспорт, искусственные материалы и т.д.) облегчают жизнь человека, берегут его здоровье (избавляют от тяжёлого труда и эпидемий, восстанавливают вышедшие из строя органы) и снабжают пищей. Но, с другой стороны, они же приводят к загрязнению природы, появлению новых болезней и малоподвижному образу жизни, к которому организм человека не приспособлен.


РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Все, что человек может, он делает за счет природы. Люди долго покоряли природу и гордились этим, пока не оказалось, что природа в опасности. Отсюда возникает вопрос: Как нам жить?

Хозяйство, в котором люди присваивают себе готовые природные богатства, называют присваивающим.

Хозяйство, в котором люди сами производят для себя пищу, называется производящим.

Производящее хозяйство стало искусственной экосистемой, в которой главный потребитель - человек.

Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Экосистемы бывают естественными (озеро, болото, луг, лес) и искусственными (поле, аквариум). Искусственные экосистемы не могут поддерживать круговорот веществ без помощи человека.

Главная сила человека – ум, мышление, знания. Они позволили ему понять и изменить мир.

Человеческий разум создал новые, неизвестные природе разновидности живых организмов, новые экосистемы, новые вещества и материалы, он покорил силы природы, нашел новые источники энергии.

Несмотря на достижения в развитии своего производящего хозяйства, человек продолжает брать из природы одни вещества, а возвращать – другие. Круговорот веществ в природе получается незамкнутым: в окружающей среде остается все меньше веществ, нужных человеку, и накапливается все больше ненужных, вредных и ядовитых.

За время существования человека стало меньше чистого воздуха, воды, растений, животных, полезных ископаемых, зато стало больше мусора, загрязнения воды и воздуха.

Чем большей силой обладает человек, тем более страшными оказывались последствия неосторожного обращения с этой силой. Все чаще стали происходить на Земле экологические катастрофы, когда становились непригодными для хозяйства – а то и для жизни – огромные территории. Нередко они приводили к многочисленным заболеваниям и гибели людей, животных и растений.

Что необходимо исправить? К какому типу хозяйства необходимо будет перейти?

Необходимо перейти к экологическому типу хозяйствования.

Что надо делать? Можем ли мы чем-то помочь?

Можем. Ограничить изъятие природных богатств; найти замену невозобновимым полезным ископаемым, восстановить леса, реки, озёра; сохранить разнообразие диких обитателей природы.

Повторно использовать уже изъятые природные богатства: научиться использовать отходы.

Остановить загрязнение среды: убирать мусор, очищать сточные воды и отработанные газы, возвращать в природу только то, что она в состоянии принять и переработать.

Бесконтрольное могущество человека - самая большая угроза в современном мире. Чтобы её избежать, нужно перейти к экологическому типу хозяйства.


ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Задание 1. Рабочая тетрадь стр.46

Баннер моего сайта

Кнопка сайта
Школьные годы чудесные…

Счетчик
Осталось...

Памяти павшим...

Учитель года-2015

Выпуск 2014

Для родителей

Делу время

Таблица умножения

Пора передохнуть!

Друзья сайта
Банк Интернет-портфолио учителей Методсовет Сообщество учителей Горкуновой Ольги Школьные годы чудесные… Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель! Продленка Сайт учителя начальных классов Пановой Валентины Викторовны

Музыка